Мир Науки
Выпуск 1 - 2014
УДК 37
Шолохов Михаил Яковлевич
ГБОУ г. Москвы «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Академический»
Россия, Москва
Заместитель директора по психолого-педагогической работе
E-Mail: [email protected]
Желнов Илья Игоревич
ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет»
Россия, Москва
Заведующий кафедрой информационных технологий
Кандидат венных наук E-Mail: [email protected]
Яроцкая Людмила Владимировна
ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет»
Институт права, экономики и управления информацией Кафедра лингвистики и профессиональной коммуникации в области права
Россия, Москва Кандидат педагогических наук, профессор E-Mail: [email protected]
Психодиагностика в профориентационной работе с подростками и старшеклассниками
Аннотация: Статья посвящена проблеме современного психологического диагностирования школьников и молодёжи в процессе их профессионального самоопределения.
Сегодня в профориентационной работе с учащимися и молодёжью используются психодиагностики, большинство которых были разработаны в середине прошлого века. Применение этих методик без учёта специалистами профориентаторами реального состояния психолого-возрастного развития современных школьников, без учёта их социального статуса может привести к дискредитации решения одной из самых на сегодня актуальных психолого-педагогических проблем - профессионального самоопределения выпускников российских школ.
Ключевые слова: Профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, психодиагностика, выбор профессии, технологии профессиональной ориентации, профориентационная направленность.
Обстановка, сложившаяся в России - экономический кризис, демографическая «яма», объявленный курс на модернизацию системы нашего дальнейшего развития вызвала острый интерес к проблеме кадрового обеспечения экономической составляющей жизни России. Модернизируемому производству требуются кадры, которые необходимо готовить с учётом складывающихся экономических потребностей. И готовить их надо заранее - со школьной скамьи, а лучше - с дошкольной. Поэтому на коллегии Департамента образования города Москвы от 14.05. далёкого уже 2009 года профориентационная работа с учащимися общеобразовательных учреждений была признана приоритетным направлением работы московского образования.
Одним словом, стране в настоящее время нужна чётко выстроенная система подготовки рабочих кадров, которая в основе своей предполагает организацию процесса психолого-педагогического сопровождения ребёнка в школе на всех этапах школьного обучения с конечной целью - выбора выпускником определённой ступени обучения (прежде всего это 9 и 11 класс) его профессиональной направляющей. Ведь, в конце концов, эту задачу и решает вся система нашего школьного образования, поэтому одним из самых важных рейтинговых показателей работы всего педагогического коллектива общеобразовательного учреждения должен, с нашей точки зрения, стать показатель эффективной профессиональной встроенности их выпускников в экономическую систему страны.
Сегодня со всех трибун декларируется, что нам нужен подготовленный профессионал способный конкурировать на рынке труда. Но для решения этой задачи необходимо ответить на вопросы:
- кто сегодня в ситуации профессионального выбора молодым поколением может объяснить ему - этому поколению перспективы развития нашей страны хотя бы в ближайшем будущем, когда разрушена система общественно-ценностных приоритетов, и на вопрос анкеты «Входит ли честность в необходимый набор профессиональных качеств»» - более половины школьников отвечают - «нет»?
- кто может доступно объяснить учителям, а тем более школьникам, что же из себя сегодня представляет этот пресловутый «рынок труда»?
Такие реалии профессионального выбора, как наличие множества профессий и специальностей, часто совершенно неизвестных выбирающему по содержанию труда, и экзотических по предъявляемым к работнику этой профессии требований - приводят к ситуации невозможности четкого планирования своего профессионального будущего. Задача становиться трудной, а часто и непосильной в своей социальной неопределённости, как для самого школьника, так и для готовых ему помочь взрослых. Это часто приводит к потере веры в свои силы и к отсутствию мотивации к трудовой деятельности.
В связи с задачей модернизации Российского образования и определения места и роли службы психологической помощи в системе школьного обучения в условиях «Новой школы» вопрос о применении диагностических методик в работе школьного психолога становится все более актуальным. Так наиболее популярными формами профориентационной работы у психологов (36%) являются диагностические (тесты, анкеты). Среди используемых методик в 51% случаев психологи выделяют традиционные профориентационные методики. Что же из диагностических методик профориентационной работы предлагается сегодня педагогу-психологу? Лидерами в этой группе можно считать - ДДО Е.А.Климова (24%); «Карта интересов» А.Е.Голомштока (10%); методика Дж.Ходданда (7%). Активно используются профориентаторами активизирующие методики Н.С.Пряжникова, «Опросник профессиональной готовности» Л.Н.Кабардовой, методика Л.А.Йовайши и др. В 7% случаев психологи называют методики, направленные на изучение личностных особенностей, выделяя методики Т.Лири,
Д.Кейрси, опросник А.К.Осницкого, методики М.Люшера, В.И.Гарбузова, К.Леонгарда. Около 3% предпочтений посвящены методикам, направленным на изучение особенностей темперамента (методики Г.Айзенка, В.М.Русалова) ещё 3% - тестам интеллекта. Результаты анкетирования показали низкую информированность психологов об имеющихся тренинговых, развивающих программах. Среди таковых выделена только программа Г.В.Резапкиной «Я и моя профессия» -2%. Зачастую специалисты просто не владеют другими методиками, кроме названных. Об этом свидетельствуют 7% ответов. На сегодняшний день 14,1% психологов подтвердили потребность в новых (или просто в других) методиках профессиональной диагностики.
Выделить конкретно используемые методики затруднились 15% опрошенных психологов, объяснить, почему применяются те или иные методики - 32% (одна треть!). Это может свидетельствовать о невысокой профессиональной рефлексии специалистов, формальном утилитарном подходе к выбору методов и методик для работы или слабой информированности, что позволяет предположить наличие как содержательных, так и организационных трудностей в работе школьного психолога-профконсультанта. К содержательной проблеме относится незнание многообразия форм и методов профориентационных методик, неумение их дифференцировать.
Большинство существующих и используемых ныне методик профориентационного диагностирования школьников имеют «солидный» срок давности. Предлагаемые сегодня диагностические методики, возможно, в своё время помогли сориентироваться при выборе своего профессионального пути не одному поколениям взрослых, но за прошедшее время, при стремительности изменения существующей реальности, резко поменялось смысловое восприятие всей нашей жизни. Отвечая на вопросы тестов, которые современному школьнику часто кажутся, мягко выражаясь «странными» и часто непонятными по содержанию, подросток не понимает свою роль в происходящем процессе. Для него остаётся загадкой, откуда же в результате диагностики получается именно этот (такой) результат, на основе которого тебе дают профориентационную рекомендацию. Отсюда и недоверчивое отношение к этим результатам, а недоверие ведёт прямо к полной дискредитации, как самой диагностики, так и работы профориентатора в целом.
Так в инструкции к опросникам Е.А.Климова (ДДО) и Дж.Холланда прямо говорится, что «предположим, что после соответствующего обучения (!) Вы сможете выполнять любую работу...». Можно конечно и предположить, но от этого у выбирающего не появятся представления о характере и содержании работы по той или иной профессии, без которых его выбор теряет смысловое содержание. Вот несколько примеров: 1. ДДО: выращивать молодняк (животных какой либо породы) - управлять каким либо грузовым (подъемным или транспортным средством): подъемным краном, тепловозом, трактором, или наблюдать, изучать (?) работу кружков художественной самодеятельности - наблюдать, изучать жизнь микробов (!). А работать на клавишных машинах (пишущей машинке). Это при том, что недавно в Америке была уничтожена последняя пишущая машинка за ненадобностью в современном мире техники. 2. Дж.Холланд. Попробуйте подсказать школьнику, что выбрать между завучем по внеклассной работе и руководителем общественной организации. Или попробуйте хотя бы объяснить современному московскому школьнику в условиях выбора, чем занимается вязальщик и какую профессиональную нагрузку несёт профессия философ. 3. «Карта интересов» предлагает современному московскому школьнику ответить на вопросы «Любите ли Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы?» (внимание!): «Учить художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях» (1), «Участвовать в секции парашютистов, кружке авиамоделистов или работе авиаклубов (72), «Работать на химическом производстве (152), «Работать в штормовую погоду на большой реке или в открытом море (159), «Оказывать людям различные большие и малые услуги (167). (Взято из
(499) 755 50 99 Ы1р://тк-паиЫ .сот
материалов диагностических методик, выданных на курсах повышения квалификации специалистов - профориентаторов в 2011 году).
Кроме смыслового содержания, предлагаемых тестов и опросников большой вопрос вызывает их объемная перегруженность. Так «Карта интересов» содержит в себе 174 вопроса, на ответы которых современному школьнику необходимо найти время и терпение. А вот этого ему и не хватает. Школьники не видят практического смысла тратить драгоценное время на эту нудную процедуру и, поэтому ответы часто даются с целью, поскорее закончить процесс, не вникая в смысл задаваемых вопросов. Это касается даже опросников, где надо ответить «да» или «нет». А необходимость «внимательно прочитать вопрос и дать на него три ответа, да ещё оценить эти ответы в баллах» (опросник ОПГ - Кабардовой Л.Н.) вызывает у современного школьника смертную тоску и нежелание вообще с ним работать. Результаты, полученные с применением таких методик не только нельзя считать достоверными и, поэтому категорически нельзя давать по ним какие-либо рекомендации, но и поставить вопрос о необходимости их запрещения к употреблению в современной школе.
Несколько мы не зря упомянул, что часть вопросов опросников может быть не понята и не осознана всеми участниками диагностики, например, современными московскими школьниками. Т.е. речь идёт о социальном составе участников диагностирования. Должен также, наверное, учитываться возрастной фактор оптантной группы. Например, вопрос: «нравится ли вам ремонтировать и/или обслуживать медицинскую технику?» не совсем корректен в старшей школе, и совсем уже неуместен в 5 или 6 классе. Возникает, наверное, оправданная мысль о том, что диагностический инструментарий должен подбираться и употребляться профориентатором с учётом многих факторов. В данном случае речь пойдёт о проблеме создания наборов унифицированных профориентационных диагностик.
Проблема их отсутствия в работе школьного психолога поднимается всё чаще на всех образовательных уровнях (достаточно посмотреть резолюции последних научно-практических конференций, круглых столов и других всевозможных заседаний). Ситуацию выбора психолого-педагогических методик сегодня можно охарактеризовать фразой - «сколько психологов, столько и методик». С одной стороны - среди многообразия диагностических методик они выбираются психологами по разным показателям, но чаще всего основными аргументами в выборе становятся простота в применении и способах подсчёта результатов, а не сама результативность при постановке «диагноза». Это методики из так называемой серии «сам себе психолог».
С другой - психологи не обладают достаточно полной и, главное, систематизированной информацией о существующих диагностических методиках, об их направленности и предназначении.
Та же ситуация складывается и в работе педагогов-психологов, занимающихся профессиональной ориентацией школьников, Принцип «кто во что горазд» соблюдается и здесь. Вопрос об общей унификации применяемых методик несколько спорен, но, тем не менее, необходимость его разрешения существует. И она, с нашей точки зрения может быть решена, или, во всяком случае, может быть приближена к своему решению путём, например, распределения (включения) их в состав технологий профессионального ориентирования (далее ТПО)
Психолого-педагогические технологии должны составляться с учётом контингента каждого образовательного учреждения, которые имеют свою социальную окрашенность и направленность. Каждая технология психолого-педагогического обеспечения должна иметь свой набор методик, которые можно было бы применить в данной социальной ситуации.
ТПО могут быть классифицированы по сочетанию трёх составляющих направляющих:
1. Адресной направленности;
2. Результативной направленности;
3. Возрастной направленности
Адресная направленность ТПО в данном случае означает, что блоки профориентационных диагностик должны составляться с учётом контингента каждого образовательного учреждения, которые имеют свою социальную окрашенность и направленность. Например, это могут быть технологии (ТПО) для работы:
а) с детьми общеобразовательных учреждений (с учётом их специфики - гимназии, лицеи);
б) с детьми, нуждающимися в особых условиях обучения (школы здоровья, надомного обучения, ОУ для детей с отклонениями развития);
в) с учащимися «групп риска» по поведению (специальные ОУ, вечерние сменные школы, школы-интернаты);
г) с учащимися школ с этническим компонентом обучения.
Результативная направленность профориентационной технологий означает, что ТПО представляет собой образовательный процесс, направленный на решение определённых профориентационных задач:
а) выбор учащимся профессиональной области деятельности и профессии в ней;
б) воспитание личности готовой к профессиональной деятельности и способной составить конкуренцию на рынке труда;
в) выбор профиля обучения и определение траектории дальнейшей профессиональной деятельности;
г) другое, и то, и другое и третье.
При предложенном разделении ТПО по результативность направленности должны быть и разделены и методы применения диагностических процедур.
И, наконец - третья составляющая (очень важная) ТПО - возрастная. Это обязательный учёт особенностей возрастного развития ребёнка особенно в области применения диагностических методик. Диагностика должна соответствовать задачам каждого этапа школьного образования. Развитие способности к жизненному и профессиональному самоопределению становится ядром содержания общего среднего образования.
Какие схемы диагностики профессионального ориентирования учащихся общеобразовательных учреждений применяются сегодня?
До сих пор доминирующей направлением ТПО является схема работы от «диагностики к выбору профессии». Работа по этой по схеме предполагается:
• профориентационная консультация (информация о мире профессий);
• диагностическое тестирование (выявление личных качеств, способностей, возможностей и т.д.) учащегося;
• соотнесение требований, которые предъявляет профессия (какая?) с выявленными в результате диагностического тестирования психологическими качествами «претендента»;
• выбор подходящей профессии (не очень понятно, по какому принципу);
(499) 755 50 99 Ы1р://тк-паиЫ .сот
• проведение некоторых коррекционных мероприятий по совмещению требований профессии и возможностей «претендента».
Работа по этой схеме с нашей точки зрения является и непродуктивной, и неэффективной по многим причинам.
а) Главным недостатком данной методики является то, что сам человек, обратившийся за помощью, исключается из процесса собственного выбора. Отвечая на вопросы тестов, которые современному школьнику часто кажутся, мягко выражаясь «странными» и часто непонятными по содержанию, подросток не понимает свою собственную роль в происходящем процессе и, поэтому для него остаётся загадкой, откуда берётся результат, по которому тебе дают рекомендацию. Такая ситуация и порождает недоверчивое отношение школьников к этим результатам.
б) При применении технологии диагностика — выбор профессиональный прогноз для выбирающего, определяется «диагнозом» полученным в результате сомнительного тестирования. Почему сомнительного? Да потому, что диагностика ребенка в период его подросткового развития, не может на данный момент представить даже приблизительного, а тем более достоверного, прогноза его дальнейшего формирования, как человека способного проявить свои качества и возможности в будущей профессиональной деятельности.
В этом случае рекомендации основываются на выявленном лишь в момент испытания уровне развития, которые оказываются решающими. И профессия, которую предлагают школьнику по результатам такой диагностики может оказаться «фантиком без конфетки». В этом случае рекомендации основываются на выявленном лишь в момент испытания уровне развития, которые оказываются решающими. А профессия, которую предлагают школьнику по результатам такой диагностики может служить ему лишь ориентиром на сегодня, а ему нужна перспектива.
Результатом профориентационной диагностики, как объясняют психологи профориентаторы, в этом случае должен стать, составленный для школьника «психологический портрет», который является ориентиром при выборе им своей профессиональной направляющей. Другими словами в этом случае при профессиональном выборе человек должен исходить из того, соответствует ли моя психологическая характеристика тем требованиям, которые предъявляет к человеку профессия. А вот вопрос о том, как же выбрать ту саму профессию, к которой можно приложить свой «портрет» остаётся нерешённым, т.е. требования предъявляемые профессией к человеку являются в данной технологии определяющими.
Этой схеме соответствует и набор методик, в состав которых обязательно включён ДДО Е.А.Климова, которая в работе многих психологов становится основополагающей, а иногда единственной и решающей, тест Дж.Голланда, к которому требуется отдельный словарь с описанием предлагаемых к выбору профессий, и др. При наличии широкого выбора диагностических тестов личностных качеств «претендента», их бессистемное использование приводит к результатам работы, которые себя не оправдывают, т.к. психолог-профориентатор, даже будучи очень информированным в мире современных профессий человеком, вряд ли имеет в своем арсенале более или менее исчерпывающий перечень профессиональных требований этих профессий, и вряд ли он может знать обо всех тех требованиях, которые будут предъявлять вновь появляющиеся профессии.
С нашей точки зрения диагностика личностных качеств в профориентационной работе лучше оправдывает себя на стадии профессионального отбора на уже выбранную профессию или специальность.
Мы принципиально считаем, что часто бездумное сопровождающее диагностирование с помощью специальных психологических методик всех детей подряд, часто бывает бессмысленным с практической точки зрения. Чаще психологу достаточно поговорить, пообщаться с ребёнком, и его интересы и склонности проявятся в процессе этого общения.
Представление о «готовности» школьника к той или иной деятельности может быть рассмотрено только в контексте его развития, и в этом случае является определённым этапом его продвижения. Его склонность и готовность, к какому либо виду деятельности, может быть - а может и не быть - лишь вехой на пути его профессионального самоопределения, и, совсем не обязательно этот путь будет таким, который порекомендует ему взрослый «психолог».
Наш подход к выборе диагностического инструмента в профессиональной ориентации школьников реализует первый вид её результативной направленности - выбор учащимися профессиональной области деятельности и профессии в ней.
При реализации этого направления профессиональной ориентации мы придерживаемся позиции, что диагностика личных качеств нужна, но она должна не формировать выбор профессии, а подтверждать его правильность. Вспомните, пожалуйста, несколько определений профориентационной работы все они определят профориентацию как помощь человеку в выборе профессии с учётом, прежде всего его интересов, а уже далее возможностей, способностей, личных качеств и т.д. при этом, почти во всех этих определениях на первом месте всё же стоит - «с учётом его интересов».
То есть на первое место при выборе профессий выдвигается принцип первичности требований предъявляемых человеком к выбираемой профессии исходя из своих интересов. В этой технологии работа психолога строится по схеме:
• информация о мире профессий (информационный блок);
• выбор профессии учащимся с учетом его интересов 1 и знакомство с требованиями, которые эта профессия предъявляет (блок выбора профессии по запросу);
• соотнесение предъявляемых требований выбранной профессии с личностными возможностями, выбираемого (блок диагностического тестирования);
• коррекционные мероприятия.
Отдельный вопрос о применении компьютерной диагностики, которая в последнее время становится всё популярней, во многом благодаря рекламе самих психологов. Более 17,6% опрошенных психологов говорят о потребности в компьютерном тестировании. С нашей точки зрения такая диагностика, если она всё же запланирована, непременно должна проходить во время индивидуальных профконсультаций, и исключительно в присутствии психолога. Хотя мы придерживаемся мнения, что дистанционная диагностика, как и дистанционное лечение недопустимо, она противоречит законам педагогики и психологии детского развития, что может привести к нарушению психологической безопасности ребёнка.
1 Под интересами в данном случае нами понимается запрос психологического и физического комфорта профессиональной деятельности: это характер труда (умственный или физический, монотонный или разнообразный), а также условия его выполнения (хотел бы работать в помещении или вне помещения); выбирает сидячий (малоподвижный) или мобильный (подвижный) вид деятельности; предпочитает работать один или вместе) и др.
Выводы
Применение традиционных (устаревших), известных сегодня методик без адаптации к реальному состоянию психолого-возрастного развития современных школьников, без учёта их социального статуса является неплодотворной тратой сил и времени как школьников, так и специалистов профориентаторов, и ведёт к дискредитации решения одной из самых на сегодня актуальных психолого-педагогических проблем - профессионального самоопределения выпускников российских школ.
Чрезмерное увлечение профориентационным тестированием и среди подростков приводит к неоправданным затратам сил и времени как самих учащихся, так и специалистов-психологов. Установлено, что одни и те же профессиональные задачи могут выполняться людьми, обладающими различными сочетаниями психических свойств и качеств и использующими разные способы достижения одного и того же результата, иными словами, людьми с различными индивидуальными стилями деятельности. Следует помнить, и говорить подросткам, что работать в избранной профессии в условиях конкуренции придётся им самим, поэтому профессию следует выбирать в соответствии со своими интересами и предпочтениями, а не по результатам часто сомнительного тестирования.
При этом необходимо иметь в виду, что большинство профессий относятся к области относительной профессиональной пригодности, т.е. для овладения ими требуются не специальные способности, а достаточно сильная мотивация, желание, интерес именно к данной профессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Детерминанты развития представлений о профессиональной ориентации у психологов школ города Москвы». Грачикова Е.В. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. 2008 г.
2. Титкова О.И., Яроцкая Л.В., Смольянникова И.А., Желнов И.И., Концептуальные основы информационно-образовательного ресурса «Межкультурная профессиональная коммуникация» Интернет-журнал «Науковедение» (ВАК). 2013 №2 (15) [Электронный ресурс]. - М. : 2013. - Режим доступа : http://naukovedenie.ru/PDF/42pvn213.pdf, свободный - Загл. с экрана. ISSN 22235167. Идентификационный номер статьи в журнале: 42ПВН213.
3. Г.В. Резапкина «Психодиагностика в стиле ретро» (о задачах психологической диагностики и путях решения). Школьный психолог.
4. Материалы профориентационных диагностических методик, выданных на курсах повышения квалификации специалистов - профориентаторов. 2011г.
Michael Sholohov
Center for social adaptation and career counseling «Academichesky» of the city of Moscow
Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
Ilia Zhelnov
Moscow State Linguistic University Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
Ludmila Yarotskaya
Moscow State Linguistic University Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
Psychodiagnostics in Vocational Guidance of Adolescents and Senior Secondary School Students
Abstract: The article is devoted to the problem of present-day psychodiagnostics of secondary school students and young people in the process of their professional self-determination.
At present, vocational guidance of secondary school students and young people is based on the psychodiagnostics worked out in the middle of the previous century. Their application without due adaptation to the actual state of present-day secondary school students' psychological development and their social status may lead to discrediting the available solution of a most urgent psycho-pedagogical problem, i.e. professional self-determination of Russia's school-leavers.
Key words: Vocational guidance, professional self-determination, psychodiagnostics, choosing a professional career, techniques of vocational guidance, the direction of vocational guidance.
REFERENCES
1. «Determinanty razvitija predstavlenij o professional'noj orientacii u psihologov shkol goroda Moskvy». Grachikova E.V. Materialy IV Vserossijskogo s#ezda psihologov obrazovanija Rossii. 2008 g.
2. Titkova O.I., Jarockaja L.V., Smol'jannikova I.A., Zhelnov I.I., Konceptual'nye osnovy informacionno-obrazovatel'nogo resursa «Mezhkul'turnaja professional'naja kommunikacija» Internet-zhurnal «Naukovedenie» (VAK). 2013 №2 (15) [Jelektronnyj resurs]. - M. : 2013. - Rezhim dostupa : http://naukovedenie.ru/PDF/42pvn213.pdf, svobodnyj - Zagl. s jekrana. ISSN 22235167. Identifikacionnyj nomer stat'i v zhurnale: 42PVN213.
3. G.V. Rezapkina «Psihodiagnostika v stile retro» (o zadachah psihologicheskoj diagnostiki i putjah reshenija). Shkol'nyj psiholog.
4. Materialy proforientacionnyh diagnosticheskih metodik, vydannyh na kursah povyshenija kvalifikacii specialistov - proforientatorov. 2011g.